Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Стилистика русского модерна символизма как проблема публикаций журнал Мир искусства

Купить за 600 руб.
Страниц
65
Размер файла
66.29 КБ
Просмотров
19
Покупок
0
Данная работа посвящена одному из периодов в русском и западноевропейском изобразительном искусстве, охватывающему небольшой отрезок времени рубеже XIX и XX вв. Для формирования какого-либо стиля или

Введение

Данная работа посвящена одному из периодов в русском и западноевропейском изобразительном искусстве, охватывающему небольшой отрезок времени на рубеже XIX и XX вв. Для формирования какого-либо стиля или течения в искусстве подобный отрезок времени не велик, и, все же направление, о котором пойдет речь, как нельзя более точно выражало умонастроения определенных литературно - художественных кругов той эпохи.

Неоромантические течения конца XIX века, точнее, последней его четверти, современниками чаще всего назывались декадентскими. Эти умонастроения были настолько сильны, что на их основе сложился художественный стиль - "модерн", иначе (в разных странах): "югендстиль", "ар нуво", "сецессион", "либерти".

Не являясь "великим стилем", как готика или Ренессанс, модерн, тем не менее, был очень актуален для периода своего появления и развития. Нельзя сказать, что на его основе развилось или возникло много больших школ или мастеров, но, почти все художники, чье творчество развивалось на рубеже XIX и XX столетий, так или иначе, испытали на себе влияние этого стиля.

Общие черты стилистики модерна наиболее отчетливо прослеживаются в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках, в конструировании одежды. Одно из главных назначений стиля - в стремлении романтически декорировать повседневность, эстетически преобразить ее. Излюбленными методами модернистов были перетекающие объемы, блестящие поверхности, уподобление органическим формам и многое другое. Одна из важнейших особенностей стиля - необычайная слитность объема с линией и с плоскостью, тяготеющей к линии.

Характерный для модерна образный строй, по преимуществу, был связан с символизмом, символическим типом мышления. Подробнее особенности этого направления будут рассмотрены в отдельных главах и в различных контекстах (русское и английское изобразительное искусство). Символизм в Англии и символизм в России не совсем одно и то же. Его истоки коренятся в глобальных общественных и мировоззренческих процессах, которыми отмечена вторая половина XIX века. В основе одного из таких процессов был положен кризис отрицания идей "положительного", позитивистской философии, долгое время доминирующей в русской и европейской культуре. Резкое противление подобным идеям возродило в литературно-художественной среде того времени повышенный интерес к религиозным и мифологическим сюжетам, ко всему таинственному, чудесному и неведомому. Символисты верили в возможность "приподнять завесу" видимой реальности, постичь идеальную вневременную сущность мира. Обусловленный различными историческими тенденциями, символизм по-разному воплотился в искусстве этих стран.

Для наиболее полного анализа проблемы влияния творчества английского графика Обри Бердсли на художественно - стилистическую направленность деятельности журнала "Мир искусства" необходимо проследить основные этапы развития определяющих особенностей модерна в русских и английских журналах, выделив тему в отдельные главы. Примерами могут являться русский журнал "Мир искусства", издаваемый в Петербурге (1898-1904) и английские журналы "Hobby Horse" (с 1882 г.), "The Studio" (с 1892 г.), "The Yellow Book" (с 1894 г.) и "The Savoy" (1896-1898).

Кумирами мирискусников являлись прерафаэлиты, английский график Обри Бердсли, художники немецких журналов "Сецессион" и "Югенд", Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Морис Дени и мастера скандинавского модерна.

Раскрывая вопрос о стилистике журнала "Мир искусства", невозможно не упомянуть и о более узкой эстетической ориентации художников модерна - течении "символизм", основы которого были заимствованы русскими мастерами, в большей степени из творчества французских и немецких поэтов и художников этого периода. Еще до недавнего времени (с 1960-80 гг.) вопрос о том, возможно ли отнести мирискусников к символистам, являлся спорным. Решить его достаточно сложно, так как сама группа "Мир искусства" представляла собой синтез творческих личностей с различными, очень индивидуальными художественными взглядами и исканиями. В целом, "Мир искусства" включал в себя почти все молодые, экспериментирующие, стремящиеся к новому, силы в русском искусстве на рубеже веков. Это же обстоятельство являлось объединяющим фактором при совместном их сотрудничестве как в художественном отделе журнала, так и на его выставках.

Особый интерес у мирискусников вызывали произведения Обри Бердсли - кумира молодых художников. Особенностям творчества этого художника будет посвящена отдельная глава. Его иллюстрации и другие графические работы часто появлялись на страницах русского журнала (и с текстом и без его сопровождения), а в 1900 году ему были посвящены сдвоенные 9 и 10 номера журнала. Произведения Бердсли вызвали волну подражаний, а в целом, его искусство образовало целую плеяду последователей, заболевших "berdsley's craze" - бердслееманией. Далее, в отдельной главе, будет произведена попытка проследить влияние этого художника на графические работы некоторых русских символистов, таких как Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), Константин Андреевич Сомов (1869-1939), Леон Самойлович Бакст (1866-1924), Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936), Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973) и др.

бердсли русский книжный дизайн

Гением Бердсли был увлечен не только журнал "Мир искусства". Московские журналы "Весы" и "Золотое руно" (оба издания пропагандировали символистическое направление) публикуют различные статьи о его творчестве (Н.П. Феофилактов, художник - символист создает проект обложки журнала "Весы" (1905, № 5), посвященного Бердсли).

Некоторые произведения русских модернистов и Бердсли объединяют стилистические и технические особенности исполнения. Во многих работах мирискусников можно встретить излюбленных "бердслеевских" персонажей (Арлекина, Пьеро, Маски и др.), интерпретированных в рамках собственного стиля выполнения. Зачастую, в работах иллюстраторов - мирискусников встречаются технические приемы, свойственные ранее лишь творчеству Бердсли. Более подробно эти и другие особенности развития русской иллюстрации в исполнении отечественных художников будут рассматриваться в одной из глав данной дипломной работы.

Наиболее интересным при анализе вышеуказанного заимствования является то, что сам Бердсли не являлся родоначальником какой-либо определенной школы или последователем одного из множества направлений, возникших на рубеже XIX и XX веков. В его творчестве переплелись искусства различных стран, времен и стилей. Для искусства Бердсли более всего характерно следование прерафаэлитам и Д.Г. Россетти (1828-1882), эклектичное сочетание элементов японской графики и произведений Э.К. Берн-Джонса (1833-1898). Из этого следует, что, становясь поклонниками творчества Бердсли, русские символисты не увлекались какой-то определенной школой, а наследовали многовековой опыт интернационального художественного искусства.

Во многих литературных источниках описывается период развития модерна (символизма) в Англии (Западной Европе) и России, также существует немало статей и очерков, посвященных жизни и творчеству Обри Бердсли и русским символистам (в том числе журналу "Мир искусства"). Но среди этого обилия литературных данных нет конкретной работы, подробно описывающей и анализирующей увлечение русских символистов феноменом Обри Бердсли. Хотя следует указать, что почти все исследователи, описывающие развитие русского символизма, часто упоминают об этом явлении.

По утверждению Д.В. Сарабьянова в 20-30-х гг. лишь немногие историки искусства изучали эпоху модерна. Подлинное открытие этого направления началось в 50-е гг.: появились многочисленные монографии и исследовательские статьи.

Среди общих трудов, посвященных искусству рубежа XIX-XX вв. следует выделить статью В.Н. Петрова "Мир искусства" в сборнике "Русское искусство конца XIX-начала XX века" под ред. И.Э. Грабаря; статью Н.П. Лапшиной "Мир искусства" в сборнике "Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1895-1907)"; издание "Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века"; краткую историю искусств Н.А. Дмитриевой.

История становления и развития символистических движений в России, а также возникновение и бытование журнала "Мир искусства", наиболее точно отражающего взгляды этих направлений, описаны в следующих трудах. Д.В. Сарабьянов в книге "Русское искусство в контексте европейских школ" один из первых авторов, кто рассматривает "Мир искусства" как одно из первых русских объединений символистического толка, анализирует творчество его участников, выделяя наиболее характерных для модерна художников. В книге "Стиль модерн" автор характеризует модерн в главных его чертах, рассматривает его предпосылки, предысторию, становление, сообщает сведения об основных национальных школах, внесших свой вклад в развитие направления.А. А. Русакова в своем труде "Символизм в русской живописи" рассматривает отдельные проблемы этого течения и, в том числе, рассуждает о символистических исканиях "Мира искусства".

Из трудов, посвященных непосредственно проблеме возникновения и бытования общества "Мир искусства" необходимо упомянуть книги Н.И. Соколовой и Н.П. Лапшиной.С.М. Паршин в небольшой брошюре "Мир искусства" кратко характеризует основные черты творчества некоторых мирискусников. М.Г. Эткинд в своем труде "А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX-начала XX века" раскрывает проблему, соответствующую названию книги. Также следует указать "Возникновение "Мира искусства" А. Бенуа, хронику журнала "Мир искусства" и некоторые статьи журнала Пинакотека за 1998 г., №№ 6-7.

Жизнь и творчество английского мастера Д.Г. Россетти подробно описаны Л. Писсаро, а книга Джеймса Э.М. Уистлера "Изящное искусство создавать себе врагов" повествует о трудном пути восхождения художника к признанию и славе.

Вопросам художественной (в том числе и книжной) графики посвящены работы Н.Э. Радлова "Современная русская графика" и А.А. Сидорова "Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории".

"Русский символизм", каталог выставки Государственного Русского музея содержит богатый иллюстративный ряд произведений символистического толка, среди которых и работы мирискусников: Бенуа, Сомова, Лансере, Борисова-Мусатова и др. Из сопроводительного текста были использованы статьи Е. Петиновой и В. Круглова.

Помимо этих трудов были использованы монографические и тематические альбомы: "Лев Бакст", несколько изданий, посвященных Константину Сомову и Александру Бенуа; альбом "Мир искусства" В. Петрова.

Одним из первых русскоязычных исследований, посвященных Бердсли, является статья О. Мэк-Колля, напечатанная в журнале "Мир искусства" в 1900 г. Она была написана по просьбе редактора журнала и предназначалась для того, чтобы познакомить русского читателя с английским графиком, его творчеством и художественной индивидуальностью.

Наиболее полно искусство и жизненный путь Обри Бердсли представлены в объемном сборнике, посвященном художнику, в который вошли письма, афоризмы, рисунки, повесть и стихи Бердсли, а также статьи современников о нем. Это издание вышло в 1912 г. Оно было использовано в одной из глав данной работы как основной литературный источник. Наиболее интересными из вошедших в сборник статей являются воспоминания Роберта Росса и Артура Симонса, написанные ими вскоре после смерти Бердсли. В 1992 году этот сборник был переиздан московским издательством "Игра - техника".

Далее следует упомянуть статьи Н.Н. Евреинова (1912 г.) и анонимного автора (1918 г.) , где дается характеристика творчества Бердсли и описание его неординарной личности. К этим же статьям стоит отнести и работу А.А. Сидорова, написанную в 1917 г. под названием "Обри Бердсли. Жизнь и творчество", в 1985 г. вошедшую в сборник "О мастерах зарубежного, русского и современного искусства".

Среди многочисленности статей о художнике, изданных в 1980-х гг. следует выделить труды Т.Ф. Верижниковой, отличающиеся очень индивидуальным взглядом на Бердсли, как на личность и художника. Не менее интересна статья этого же автора "Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в." в сборнике "Исследования и материалы", изданном в 1996 г. , подробно исследующая проблему развития искусства книги в сложный период пересмотра английскими мастерами устоявшихся традиций декоративного оформления и дизайна в различных публикациях.

Помимо указанных монографий и статей при подготовке к работе были рассмотрены некоторые художественные литературные произведения, иллюстрированные Бердсли: "Смерть Артура" Т. Мэлори, "Пьеро" И. Жюля и "Саломея" О. Уайльда.

Англоязычные издания представляют особый интерес. Мнение английских критиков и исследователей для данной работы важно не менее чем русских, так как своим искусством Бердсли практически перевернул понятие своих соотечественников не только о книжной графике, но и о графическом рисунке в целом.

Общий труд "Словарь английских книжных иллюстраторов и карикатуристов" дает общее впечатление не только о работах Бердсли, но и о его творческом окружении.

Немыслимо постичь скрытную и ранимую душу Бердсли без прочтения его писем, изданных в Лондоне в 1912 г. .

Книга Марильера, названная "Ранние работы Бердсли" (со вступительной статьей автора) вышла в Нью-Йорке в 1912 г. и достаточно полно знакомит читателей с творчеством Бердсли в период начала 1890-х гг..

Три небольших статьи Р. Мелвилля, Б. Брофи и Б. Эллиота (1960-80 гг.) интересны тем, что раскрывают отдельные проблемы творчества Бердсли. Название этих статей полностью соответствуют их содержанию: "Непорочность Бердсли", "Бердсли и его имидж.", "Маскарадные образы Бердсли".

Все приведенные здесь литературные источники явились необходимым материалом для раскрытия поставленной темы в данной работе. Достаточное количество исследований и беллетристических изданий позволило наиболее точно проследить истоки, возникновение и бытование английского модерна; журналов, в которых воплотилась стилистика этого направления. И как итог: влияние сформировавшегося в определенных условиях феномена - английского художника Обри Бердсли - на новое явление для русской художественной культуры описываемого периода - журнал "Мир искусства", пропагандирующего новый взгляд на графику в целом и книжную графику в частности.

Оглавление

- Введение

- Стилистика русского модерна символизма как проблема публикаций журнал Мир искусства

- Стилистика английского модерна символизма как проблема публикаций журналы Hobby Horse, The Studio, The Yellow Book,The Savoy

- Обри Бердсли - художник книги

- Влияние Обри Бердсли на русский книжный дизайн круг журнала Мир искусства Заключение

- Приложение

- Список использованной литературы

Заключение

Исследуя тему влияния творчества Обри Бердсли на книжную графику "Мира искусства" было проведена попытка анализа заимствований русскими художниками (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, С. Чехонин, Д. Митрохин) некоторых особенностей творчества английского графика. Анализ производился на примере ряда иллюстраций русских мастеров, наиболее ярко характеризующих их творчество. Эти работы рассматривались в контексте основных стилизационных приемов произведений Бердсли, характерных для разных периодов его творчества. При этом удалось выявить несколько общих доминирующих черт в творчестве русских и английского мастеров.

Список литературы

1. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX в. М., 1969.

2. Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, скульптура, театрально - декоративное искусство. Очерки. АХ СССР. М.: "Искусство", 1972.

3. Русская периодическая печать (1895-окт. 1917). Сборник. М.: "Госполитиздат", 1957.

4. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века.1895-1907. М., 1968, 1969. В 2-х тт.

5. Хроника журнала "Мир искусства". СПб.: "Дягилев", 1903 - 1904.

6. Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры, 1928.

7. О. Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М.: "Игра-Техника", 1922.

8. Обри Бердслей / "В мире искусства", 1907, № 3, с.5-7.

9. Верижникова Т.Ф. Обри Бердслей - маска и творчество / "Искусство", 1989, № 12, с.62-67.

10. Верижникова Т.Ф. Английская книжная графика 70-80-х гг. / "Искусство", 1986, № 6, с.53-57.

11. Верижникова Т.Ф. Вильям Моррис / "Художник", 1970, № 9, с.34-35.

12. Верижникова Т.Ф. Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в. / Исследования и материалы. Сборник № 73. М.: "Терра", 1996.

13. В.Г. Власов. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. СПб.: "Кольна", 1995-1997.

14. Власова Р.И. Русская театрально-декоративная живопись начала XX века.Л. 1984.

15. Голынец С.В. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX вв. (заметки с выставки) / Искусство русского модерна.

16. Голынец С.В. Лев. Бакст. Альбом. М.: "Изобразительное искусство", 1992.

17. Гусарова А.П. К.А. Сомов. Альбом. М.: "Искусство", 1973.

18. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально - декорационного искусства. М., 1974.

19. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III. Страны Западной Европы XIX века, России XX века. М.: "Искусство", 1993.

20. Евреинов Н.Н. Бердслей. СПб.: Издательство Н. Бутковской, 1912.

21. Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. М.: "Искусство", 1980.

22. Жюль И. Пьерро. М.: "Альциона", 1918.

23. Кауфман Р.С. Александр Бенуа - художественный критик. / "Советское искусствознание", 1981. Вып.1. М., 1982.

24. Коган Д. Константин Коровин.М. 1964.

25. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве.М. 1994.

26. Лапшина Н.П. Мир искусства / Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 - 1907). Кн.2. М.: "Наука", 1969.

27. Мэк Колль, О. Бердсли. В журнале: "Мир искусства", 1900, №№ 7-8, с.73-84, №№ 9-10, с.97-120.

28. Мэлори Т. Смерть короля Артура. М.: "Наука", 1974.

29. Паршин С.М. Мир искусства. М.: "Изобразительное искусство", 1993.

30. Петров В.Н. Мир искусства / Русское искусство конца XIX - начала XX века под ред. И.Э. Грабаря. X том. Кн.1,2. АН СССР. М., 1968.

31. Петров В.Н. Мир искусства. Альбом. М.: "Изобразительное искусство", 1975.

32. "Пинакотека", 1998, № 6-7.

33. Писсаро, Л. Россетти. Очерки о жизни и творчестве. М., 1909.

34. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века. М., 1970.

35. Пружан И.Н. Константин Сомов. Альбом. М.: "Искусство", 1972.

36. Радлов Н.Э. Современная русская графика. Пг.: "Свободное искусство", 1917.

37. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М.: "Искусство", 1995.

38. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн / "Советское искусствознание", 1978. Вып.2. М.

39. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: "Советский художник", 1980.

40. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: "Искусство", 1989.

41. Сергей Дягилев и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве.М. 1982, в 2-х тт.

42. Сидоров А.А.О. Бердслей. Жизнь и творчество. М.: "Венок", 1917.

43. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.: "Искусство", 1969.

44. Соколова Н.И. Мир искусства.М. - Л.: "Государственное издательство изобразительных искусств", 1934.

45. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв.

46. Стерноу С.А. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. Минск: "Белфакс", 1997.

47. Уайльд О. Саломея. Л.: "Аста", 1991.

48. Уистлер, Дж. М.Э. Изящное искусство создавать себе врагов. М.: "Искусство", 1970.

49. Эрнст С. Александр Бенуа. СПб.: Комитет популяризации художественных журналов, 1921.

50. Эрнст С. Сомов К.А., СПб., 1918.

51. Эткинд М. Г.А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Л.: "Художник РСФСР", 1989.

52. Brophy, В. Beardsley and his world. London: "Thames & Hudson", 1976.

53. Elliott, В. J. Covent garden follies: Beardsley's masquerade image оf posers and voyeurs / "Oxford art journal", 1986, № 1. Р.38-48.

54. Marillier, Н. С. The early work оf Aubrey Beardsley with а prefatory note by Н. С. Marillier. N. - Y.: "John Lane Company", 1912.

55. Melville, R. The purity оf Aubrey Beardsley / "The Studio", 878, June, 1966. Р.258-261.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
65
Размер файла
66.29 КБ
Просмотров
233
Покупок
0
Стилистика русского модерна символизма как проблема публикаций журнал Мир искусства
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1952 оценок
среднее 4.2 из 5
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!

Рассчитай стоимость работы через Telegram